Knife Life – Санкт-Петербургский клуб любителей ножей
Санкт-Петербургский клуб любителей ножей
На главнуюОбратная связь
участники статьи обзоры документы разное форум ссылки













 

Кинжал Шарлотты Корде

(часть первая)

 

Автор: Михалыч

Дата создания: июнь 2011 г.

 

 

За что Шарлотта кокнула Марата?
Ах, до сих пор меня бросает в дрожь.
А все судьба-злодейка виновата:
Она в него вонзила финский нож

Он ничего не знал, он мылил ляжки
Она ж, паскуда, выбрала момент
Когда он переписывал с бумажки
Доклад, чтоб повезти его в Конвент

Конечно, он бы мог ей врезать в харю
Он мог бы отпихнуть ее ногой
Но он был, блин, такой приличный парень
Не мог же он при даме встать нагой!

У ней водились деньги и кареты
Мужчины преклонялись перед ней
Она была обута и одета
Зачем же, блин, кидаться на людей!?


 


Шарлотта Корде, художник Жан-Жак Оэр, 16 июля 1793 года

 

13 июля 1793 года, 25-летняя девушка по имени Мария Анна Шарлотта де Корде д'Армон, из нормандских дворян, убила радикального журналиста, идеолога якобинского террора Жан Поль Марата, в его собственном доме, в Париже. Заколола кинжалом, когда он сидел в ванне, как везде говорится. Даже Пушкин написал стихотворение:
«Кинжал»
...
Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия позора и обиды.

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,
Свершитель ты проклятий и надежд,
Ты кроешься под сенью трона,
Под блеском праздничных одежд.

Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет,
Среди своих пиров...

Вот меня этот кинжал и заинтересовал. Кинжал – это круто. Романтично же. Смерть тирану, трали-вали, девять дюймов в сердце погоди не тычь... Представлялось, что эта красота как минимум швейцарский кинжал "баселард" (Baselard, "базельский")

 

с рисунком самого Гольбейна-младшего, для пущего эффекта


Эскиз ножен швейцарского кинжала, «Пляска смерти», ок.1540, Гольбейн

 

Или хотя бы такой


Германия, XVII век

Тоже, согласитесь, блаародно.

 

Полез искать, чем же Шарлотта запорола товарища Марата. Забил в гугль «Корде кинжал» и на этом, собственно, вся интрига и закончилась, ибо сразу попал на показания самой Шарлотты, где она прямо указывает, что в тот день в Пале-Рояль у ножевщика Будена купила за два франка кухонный нож длиной 6 дюймов, с рукояткой из черного дерева, в бумажном футляре под шагреневую кожу. Какая проза жизни, вернее, смерти: романтичный акт красивой мести сразу перешел (для меня) в банальную бытовую поножовщину с применением самого распространенного орудия убийства. Они еще, не удивлюсь, перед этим накатили грамм по 200 бургундского или чего там еще, после чего Марат начал распускать руки или свой мерзкий язык... Тьфу.

Попытался более углубленно поискать информацию о ноже. В то время судебная фотография отсутствовала как класс, сами понимаете, поэтому пришлось полагаться только на художественные изображения и письменные свидетельства из материалов суда на Шарлоттой. Что интересно, материалов по этому делу на русском языке ничуть не меньше, чем на других языках. Собственно, это понятно, революционеры, тираны, народ, партии, все это близко русскому человеку. Особая благодарность Алданову Марку Александровичу, русскому эмигранту, в начале 30-х годов много писавшему о Французской революции. Он, в частности, перевел на русский язык материалы суда на Шарлоттой Корде. Читаем, смотрим... http://az.lib.ru/a/aldanow_m_a/

Художественные изображения – тот еще документ. В кавычках. Вот, к примеру, всем известна (ну хорошо, почти всем известна) картина Жак-Луи Давида "Смерть Марата".

Оставим в стороне художественные ценности картины, они, без сомнения, превосходные, сосредоточимся на фактах. Сам Жак-Луи Давид был депутатом Национального Конвента, сторонником радикально-экстремистского крыла революционеров во главе с Маратом и Робеспьером. В день, когда Марата убили, художник был на месте гибели вождя и все видел своими глазами, т.е. свидетель из него стопроцентный. И что же мы видим? На полу лежит нож с БЕЛОЙ рукоятью. В то время, когда материалами суда установлено, что нож с рукоятью из ЧЕРНОГО дерева. И как это называть? Я считаю, к выражению «врет, как свидетель» смело можно добавить синоним «врет, как художник», однозначно.

Обратимся к другой картине, не менее известной. Википедия про нее пишет: «картина художника Бодри (1868), создана в период официального культа Корде и осуждения революции при Наполеоне III. Полотно достаточно точно передаёт сцену убийства Марата»

Вот именно, что «достаточно». Да, нож с черной рукоятью, но он торчит из раны, что совсем не соответствует материалам суда, где сказано, что нож лежал на полке с газетами, т.к. Шарлотта его из раны выдернула. И что за невнятная форма рукояти? Понятно, картина написана через 75 лет после убийства, и я сомневаюсь, что художник был членом клуба ножефилов, поэтому очевидно, что тип ножа совершенно отфонарный, просто какой-то символ, и все. И вообще вся картина - просто символ, википедия сильно преувеличивает ее правдоподобность. Вот что, собственно, Шарлота застыла столбом в углу комнаты, когда на самом деле ее задержали в передней, куда она выбежала, а комиссионер Лоран Ба, случайно оказавшийся рядом, отоварил ее по голове стулом и до прихода гвардейцев «держал ее за груди» (кстати, мне одному кажется, что небезызвестная Евгения Хасис похожа на Шарлоту, изображенную на картине Бодри?)


 

Или вот, тоже картина. Очевидно, Репина, «Приплыли», называется.


Жан Жозеф Вертс Убийство Марата

Та зомби в красном платье со стулом в руке, вероятно, и есть комиссионер Лоран Ба? И вообще, что там делает толпа народу? Они там что, специально ждали?

А эта гравюра убийства (датирована этим же годом!) вообще супер.


Смерть патриота Жан Поля Марата, члена Национального Конвента. Нац. Библиотека Франции.

 

Коварная Шарлотта держит изящно оттопыренными пальчиками нож и вдумчиво ковыряет в ране. Сзади стоящий мужик дает советы, ага.

 

Вот, кстати, давайте отвлечемся, интересный факт. Обращает внимание ванна в виде предмета обуви. Гравюра основана, скорее всего, на показаниях самой Шарлотты, где она говорила, что, когда она вошла в комнату, то Марат сидел в ванне в виде сапога. Нормандскую провинциалку явно поразило такое зрелище. Между прочим, ванна такой формы мелькает на многих полотнах той эпохи.


Смерть Марата. Нац. Библиотека Франции

 


Шарлотта Корде, подающая письмо Марату 13 июля 1793 года. 1793. Неизвестный художник французской школы. Лувр

 


Смерть Марата 13 июля 1793 года. 1794. Hauer. Ламбине

 


William Heath, название –«A Nice place in a hot weather» (приятное местечко в жаркую погоду)

У многих людей это необычный предмет средневекового быта вызывает смех и недоумение, а напрасно. Ванна тогда – неслыханная роскошь, их даже во дворце не было. Это примерно как сейчас «Бентли» у подъезда. Ванны тогда не покупали, а брали напрокат, существуют картины того времени, на которых видны люди, переносящие ванны новым владельцам. Не забываем, что на дворе18 век, водопровод и канализация – вещь редкая. Скажем, объем современной ванны – 200 литров, нагреть, залить, а потом вылить столько воды с помощью ведер или тазов тяжело даже для нескольких человек, пусть она и прислуга, поэтому те ванны оптимизированы для минимального объема воды, чтобы только тело закрыло. Отсюда и сидячее положение, и закрытая форма ванны, чтобы вода медленнее остывала, и то, что она медная, тогда стенки можно выколотить тонкими для уменьшения веса ванны.
За большим количеством слайдов с ваннами и Маратом отсылаю сюда: http://catherine-catty.livejournal.com/239898.html#cutid1

Печалит то, что господа художники совсем не хотели придерживаться исторической правдоподобности, видение у них, видите ли, такое. Как апофеоз документальной ценности всех найденных по теме художественных произведений предлагается вот эта картина знаменитого Мунка. Картина называется «Смерть Марата». Марат и Шарлотта, не спорю, присутствуют, если судить по гениталиям.


Эдвард Мунк Смерть Марата 1907 г.

 

Вернемся к интересующему нас орудию преступления. Получается, что если даже по такому крупному предмету обстановки как ванна, наблюдаем сплошной разброд и шатание, то картины – фтопку, ничего они нам не скажут.

Попытался поискать на интернет-аукционах реальные кухонные ножи той эпохи. Сразу говорю, что ничего интересного не нашел. Все найденное относится к более позднему веку, 19-му. Вот, к примеру:


Sabatier, шеф, начало 19 века

Предполагаю, что это из-за того, что наиболее крупные мануфактуры типа Sabatier и Laguiol организовались в начале 19 века, до этого была просто масса мелких производителей, широкой общественности неизвестных. Логотипа как такового у них не было, друг от друга ничем особо не отличались, соответственно, кухонный нож того века – просто утилитарный инструмент, расходной материал, особой ценности не имеющий. Два франка, отданных Шарлоттой ножевщику – не деньги.

Вот набор шеф-повара папы римского Пия V, конец 16 века.

Просто набор, без всяких указаний, кто и когда его сделал.

 

Попытался зайти с другого бока, задав себе вопрос – а почему все-таки орудие убийства Марата упорно называется кинжалом? Может, дело в том, что само понятие «кинжал» для нас, современных славян, отличается от того, что понимали европейцы тогда, и мы просто путаемся в терминологии? Сейчас нам, воспитанным на классической литературе, при слове «кинжал» представляется что-то симметричное и довольно длинное, как кавказские кинжалы, или как вышеупомянутые баселард и квилон, а также рондель, баллок и стилет.


Баллок, Баселард, Квилон, Ушастый, Рондель, Стилет

Но это раннесредневековые кинжалы, а мы исследуем конец 18 века, с его уже развитым огнестрельным оружием и уходом в прошлое сплошной брони за ненужностью, т.к. огнестрел её спокойно пробивал. Нож стал превращаться из оружия в инструмент, а обоюдоострым клином пользоваться в быту неудобно. Вот, на примере Испании:

Дага, конец XVIII

 


А вот это

 

кинжалы начала ХIХ века. Тенденция налицо.

 

 

продолжение следует...

 

Обсуждение на форуме:

http://knifelife.ru/forum/viewtopic.php?f=1&t=11970

 

 
  участники  |  статьи  |  обзоры  |  документы  |  разное форум  |  ссылки