Лето 2011 года «Первая встреча с Красной косаткой»

Автор: Alex_SPB

Старые долги,

новые враги,

все прошло,

закончилось быстро так,

что не стать своим

ни тебе, ни им.

Не суметь, не дойти

и не выстрадать.

(тут и далее – стихи из произведений Генри Лайон Олди)

 

С тяжелым сердцем начинаю я этот рассказ.  (фраза заезженная кончно, но в данном случае мне хочется начать именно с нее). И не только потому что я безобразно затянул все сроки данного отчета, но наверное в первую очередь –потому что тот злополучный тест «на Ладоге», был неким «началом конца» того сообщества, которое мы ранее знали как клуб «KinfeLife». За последующими форумными баталиями, перешедшими далее в какой-то уже совсем глобальный межличностный конфликт между людьми как внутри клуба, так и вне его, мы как то упустили что не все так печально было на том тесте. Был один «луч света в темном царстве» который вызвал у учстников сего мероприятия искренние уважение и симпатию. Это был скромный с виду, кованный японский клиночек, с клеймом «Ред Орка» (мастера Акитомо Сёдзо), любезно предоставленный нам  г-н. Зипангу (сайт knife-life.jp), ныне справедливо возмущающемуся моему столь долгому  молчаниию. 

Изначачально тест РедОрки был запланирован как отдельный, вместе с кухонником того же мастера. Но все познается в сравнении, а отдельный тест «онли а ля РедОрка» слишком сильно походил бы на некий рекламный материал.  Тут как раз и подвернулся тот самый тест ДД (Дмитрий Зексель) против ББ (Олег Крымлин). Организатор теста (ака Иван) был не против еще одного ножа, только с одним «НО» - «РедОРка» идет как отдельный проект, с отдельным отчетом,  дабы не нарушать условия прямого противостояния Зекселя и Крымлина, и без того уже накрученных разными «доброжелателями».  Кроме того надо отметить, что оба японских клинка пришли вобщем то в первозданном виде, можно сказать голышом – без рукояток и ножен. Так что полноценного прямого сравнения с конкурентами не получилось бы в любом случае. 

 

Хочу сразу сказать -  я не являюсь ножеделом,  даже жалким «ручечником», и страшно сказать - даже Летсгоу. Для того что бы решить данную проблему и успеть к началу теста Ивана мною было принято решение приделать клинок к уже имеющейся в наличии рукояти от складного ножа (Benchmade Ambush 10200) геройски погибшего на одном из клубных краш-тестов. Для того что бы зажать хвостовик клинка понадежней мне пришлось с помощью дриммера добавить пару отверстий на рукоятке (одну под осью, вторую – ближе к хвостовику) и стянуть всю конструкцию дополнительным крепежом.  Да, найдутся критики такого решения, тем более что на тот момент в клубе было достаточно и мастеров , и кузнецов, и просто ручечников… Однако не срослось. Зато получилась универсальная зажим-рукоятка, которая позволяет спокойно проводить с ножом все стандартные бытовые операции, и даже резать канат, прилагая соотвествующие усилия. Время изготовления – 20 минут. А эргономичность и комфорт рукоятки Ambushа мы отмечали еще во время нашего старого теста оригинального ножа (http://knifelife.ru/articles_Test_budget_1.htm).

Прежде чем перейти к самому тесту давайте попдробней посмотрим что это за зверь такой – «РедОрка».  Где он водиться и с чем его едят. Обратившись к тому же сайту http://knife-life.jp/shop/master/red-orca, мы узнаем что бренд это сравнительно новый, но сами ножи, в настоящий момент, кует мастер в 4-м поколении Акитомо Сёдзо, а «РедОрка» означает «Красная касатка» или «Красная рыба-тигр». Остальную информацию о славном семействе Акитомо из провинции Тоса вы можете узнать а вышеуказанном сайте. К сожалению на вопрос – из чего это сделано, конкретной информации сайт нам не дает. Оригинальный сайт производителя (или скорее страничка) http://web.mac.com/kz_craft/red_orca_WWW/red_orca.html может и что и дает, но все равно ничего непонятно.

Однако косвенно, опираясь на данные того же сайта knife-life.jp , можно предположить, что речь идет об углеродке от Хитачи произведенной в Ясуки (ясуги), ведь это именно Акимото Ёсихико (мастеру в 3-ем покалении), удавалось буквально вытягивать из стали ясуги-ко предельно возможные твердость и вязкость для своих инструментов. Ну а где 3-е поколение преуспело, там и 4-му есть где себя показать.

Немного покопавшись в интернете я нашел следующую информацию - Производство в Ясуги (Ясуки)  это старейшее производство в составе Хитачи. Из за своего высокого качества стали ясуки сейчас считаются лучшими для ножей, автомобилестроения, бритвенных лезвий, лопаток реактивных турбин и металлообрабатывающих инструментов. Можно сказать, что японские кузнецы по всей Японии исключительно используют Ясуки. Это сталь производиться только Hitachi Metals, Ltd (подразделение Хитачи) - фабрикой Ясуги. Предшественник Hitachi Metals - Unpaku Steel Company основанная на базе производства Ясуги в 1891. Основатели производства обладали секретом технологии Вакоу (японская сталь) с помощью которой производилась сталь для мечей и другого оружия из элитного железного песка из Изумо. Фабрика Ясуги была поглощена Хитачи и стала называться Hitachi Metals, Ltd в 1967. Как я понимаю тут производятся знаментые стали Широгами и Аогами

Широгами (Shiro Kami- белая бумага) -белая сталь или Ясуки №1

 C 1-1.2% Si 0.1-0.2% Mn 0.2-0.3%

 Аогами (Ao Kami - голубая бумага) - голубая сталь или Ясуки №2

 C 1-1.2% Si 0.1-0.2% Mn 0.2-0.3% Cr 0.2-0.5% W 1-1.5%

 Обычно закаляются до 62-64HRC

 Голубая сталь легче в термообработке - японские мастера смотрят на цвет раскаленной стали, определяя таким образом температуру, и с голубой сложнее ошибиться, поскольку границы какого-то там температурного диапазона шире. (взято в моем вольном пересказе от Rich Wulf Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.   Истоки элитных сталей (ATS-34 и пр.), ну вот как то так.

Теперь посмотрим на сам клинок – видно что это пакет : середина - более светлая сталь, предположительно более твердая, обкладки – более темная и по логике, соответвенно, более мягкая. Клинок слегка линзовидный, спуски-от обуха - что в дальнешем положительно отразилось на резке мягких продуктов. Размеры клинка - Длина -10,5, Ширина-250 мм, Толщина-3 мм. Фирменный логотип  (иероглеф) «РедОрка» - на клинке присутствует.  Коррозионной стойкостью стали, а в нашем климате –это актуально, я остался доволен. Полная противоположность тому же Рокстиду (с ужасом вспоминаю как он буквально на глазах покрывался рыжими пятнами). Во время теста мы по привычке протирали клинок – хотя резали им все подряд, поэтому он только немного потемнел. И уже дома (в сентябре) я специально порезал ножом лимон, слегка ополоснул клинок и не вытерая выставил его на несколько дней на улицу.  Углеродистый клинок повел себя вполне предсказуемо – в местах где лимонная кислота не была удалена, появились темные (потом ставшие практически черными) пятна, яблоко то же оставило пятнышки – хотя и менее заметные. А вот вода практически не сказалась – да клинок медленно темнел, кое-где появлялись небольшие, легко удаляемые точки коррозии, но в целом – очень достойно. Тут непоследнюю роль могла сыграть та же кислота – создавшая пусть и неравномерный, но какой-никакой защитный слой. Вывод - если время от времени протирать клинок в работе и не кидать в миску с маринадом на день и более – то для углеродки, по моему, весьма неплохо.

Теперь о самих тестах. За давностью времени напомню фактическую прогамму тестирования. Нож принял участие во всех пунктах, за исключением п.2 – так как изначально шел вне Техзадания Ивана:

1. Оценка эстетической составляющей.

2. Оценка соответствия ТЗ .

3. «Пикниковые» тесты.

-Рез мяса. Заточка ножей «от проиводителя»

 -Рез овощей (помидоры, огурцы, зелень)

 -Чистка лука

 -Рез лука

4. Заточка ножей на точилке DMT на одинаковый угол (ок. 24 гр.), тремя камнями – 325, 600 и 1200 грит до примерно одинаковой остроты – бритья волос на предплечье.

5. Рез каната

6. Батонинг

7. Строгание палки

8. Рубка кости

9. Ковыряние в дереве

10. Изгиб до разрушения.

Вне программы, по окончании теста шли рубка РК в РК и царапанье клинка клинком.

Итак поехали. 

Оценка эстетической составляющей

В общем и целом клинок произвел на всех очень благоприятное впечатление. Спуски от обуха, небольшая линза, тонкая  РК, практически без подводов, все аккуратненько, строй клинка –классический.  Без нелепых эксперементов с формой (дескать так мастер видит, так ему удобней и т.д. и т.п.). Даже будучи вставленным в рукоять от Амбуша, отторжения не производил. А выглядел именно ножом, а не заточенным грубообработаным ломиком. Моя субъективная отметка -5 баллов. Хотя опять же – будь у него обмотанная шнуром рукоять (что почему-то так любят японцы), скорее всего подвергся бы жесткой критике. Но в данном случае мы оцениваем только клинок и он нам понравился.

«Пикниковые» тесты.

Тут сказать практически нечего и присуждать баллы бессмысленно – я бы сказал кратко: «эталон». Мы сперва стали выставлять оценки, но к сожалению по сравнению с другими ножами в 5-тибальную систему уложиться не смогли. Помню что наше мнение наиболее полно озвучил Иван, сказав что если ножу ДД он поставил за рез мяса «пять», то РедОрке надо поставить все шесть или семь. Так что стандартные пикниковые (или бытовые) задачи -  типа резки мяса и овощей (помидоры, огурцы, зелень, лук и т.д.) были выполнены безукоризненно и характеризовались фразами – «Все в самый раз», «прямо как кухонник». Вобщем то это не удивительно – сочетание спусков, тонкой РК и углеродистой стали делает этот нож идеальным для таких задач. Тут ему конкурентов не было.

Неожиданно – рубка бамбука.

Но мы же собрались не только лук шинковать, а проводить краш-тесты, так что дальше начались у РедОрки небольшие проблемы. Решили мы повторить один тест – когда японец рубит ножом бамбук, а потом режет газетку, итак несколько раз, порубит-порежет, порубит-порежет. Скептики правда говорят что рубит хитрый японец одной частью клинка, а режет другй, но нас, на тот момент, интересовало другое - где взять бамбук в наших «палестинах». У Ивана на даче бамбук не растет (жалко однако…). Обещал к следующему году вырастить. Пришлось вашему покорному слуге (этому наглому хитрому русскому), взять свой старенький треснувший синай (это такой бамбуковый меч в Кен-до) и принести его, так сказать, «на алтарь».  На самом деле несмешно. У меня лично неожиданно сердце кровью начало обливаться когда я колошматил РедОркой по синаю. Сколько всего с этим синаем связанно - тренировки, победы поражения, сколько раз я его разбирал и собирал, проклеивал трещинки, бережно покывал маслом, и вот такой конец.  Вспомнилось четверостишье из «Олдеев» : «Жалко палку - бьёт по псу. Палка, я тебя спасу.» Не спас. Обломки синая отправились на растопку мангала –а мы внимательно осматриваем РК ножа. Нас ожидает небольшое разочарование –  рк местами слегка посыпалась, но бумажку нож кое-как продолжал резать.

Рез каната

Не избежал нож и этой участи. Как же без него. Но перед тем как отправиться на нарезку пеньковых пяточков, нож был правлен Иваном на лански, для исправления дефектов вызванных предыдущим тестом.

Итак сам рез. На фоне опозорившихся конкуретов нож не показал каких-либо выдающихся результатов. Первый отрез – с хрустом за 2-3 двежения (ну хилый мы народ, что поделаешь), дальше – еще 2, уже с перепиливанием (порядка 4-5 движений), тут клинок начал отчаяно мылить, из уважения к предыдущим заслугам - сделали еще 5 отрезов – с большим трудом.

В итоге – всего 8 отрезов. Результат прямо скажем – весьма и весьма посредсвенный.

Я помню тот поток критики, который обрушился на Ивана после публикации его теста, где он упоминает свою заточку перед резом каната. Думаю не избежать ее и тут. Однако хочу отметить, что в последующих тестах, где на заточке делался отдельный акцент, «РедОрка» показал  примерно такой же результат.

Батонинг

Тут клиночек показал себя очень хорошо – нормально лущил деревянное полено, на уровне остальных ножей, разве что оказался немного коротковат и тонковат, но это детали, так как батонинг явно не его основная задача.

Строгание дерева

Деревяшку  РедОрка строгал просто замечательно – на пять баллов (напомню что это значит 6-ть балов по отношению к остальным участникам теста). Стружка снималась ровая,  без глубокого  зарывания в древесину или наоборот-поверхностного скольжения. Всего в меру. Хоть буратину строгай.

Рубка кости

Как ни странно Ред Орка показал себя с то же не плохо, видно будучи правленным на больший, чем изначально, угол клинок решил показать что он те так уж нежен, как показался на первый взгляд. Никаких видимых повреждений у клинка не обнаружилось. Естетсвенно в рубке кости помогла тяжелая рукоять Амбуша, она придавала необходимоый увес. Будь нож с деревянной рукояткой, и соотвественно легче, рубить было бы не так комфортно. 

Клинок в клинок

Хочу сразу сказать, что это не наш метод тестирования ножей, я не любитель стучать РК в РК разных ножей, выясняя «кто лучше», однако на Ладожских тестах мы, в виду ряда личных обстоятельств, все же прибегли к этой болезненной процедуре. Ничего нового я тут для себя не обнаружил – тоненький Ред Орка легко прорубил нож Зекселя, и  это не мудрено, так как нож Зекселя по сути не был закален, а по попросту был хорошо отслесаренным куском железа. На РК Ред Орки была обнаружена небольшая зазубрина, которую я в последствии легко убрал.

 – японец верх, ДД низ – на японце минимум повреждений, несмотря на исчезающее тонкую РК

Контакт с ножом Крымлина оказалось для «РедОрки» более критичным, большая зазубрина –вот цена столкновения с ломиком из S30V. Можно долго ругать лично Крымлина за разваливающуюся рукоять и неумелую слесарную обработку хорошей полосы стали, но американские термисты свое дело знают не хуже японских и сырое железо на тесты не присылают. Так что «Нежная» геометрия «Ред Оркии», так хорошо послужившая ему при нарезке продуктов, тут сыграла с ним злую шутку, это не тяжелый кемпинговый нож, и подвергая его  несвойственным ему работам, надо соблюдать большую осторожность.

 

 «Ред Орка» верх - ББ внизу. В «РедОРке» проруб.

Вот результаты столкновения «Ред Орки»  и Т1

 «РедОРка» верх, Т-1 низ.

И напоследок –ломаем нож.

Скажу сразу – не хотелось, очень уж он нам понравился. На фоне тех «недоразумений», что прислали на тест  Крымлин и Зексель, РедОРка, был настоящим ножом (несмотря на комичную рукоять от Амбуша), в котором чуствовалась если не душа, то по крайней мере рука мастера, а еще  и уважение к себе, к своим  изделиям, и к людям, которым этот нож в конечном счете достанется. Однако мы пошли на это «преступление» и нож таки сломали. Ломать пришлось в два этапа, в начале , при нагрузке где-то порядка 60-70 кг нож согнулся, затем я попытался его выпрямить, хотя чувствовал что некий, едва ощутимый,  порог прочности ножом уже пройден. Так и оказалось – нож удалось практически выпрямить, когда он лопнул, оставив четверть клинка в щели стены дома.

Изучаем слом – сталь однородная, центральный слой особо ничем не выделяется, мелкое зерно, никаких непроваров, раковин, или каких либо скрытых дефектов клинка по которым могла бы пройти линия излома не обнаружено.

Итоги. 

Итоги? Они перед Вами. Безусловно РедОрка очень интересный нож. Хотя ножом, в полном смысле слова, назвать один клинок конечно нельзя – мы не смогли оценить оригинальные рукоять и ножны, а это, согласитесь, немаловажные части комплекса под названием «нескладной нож». Что касается клинка и стали из которой он сделан – тут тестерам все понравилось. Однако надо учесть те минусы которые преследуют ножи из углеродистых сталей – пятна, ржа, и умение буквально впитывать в себя разные пищевые запахи. Некоторые гурманы чувствуют неприятный «привкус углеродки» на продуктах.  Я, к счастью, таких нюансов не ощутил, разве что иногда на дольках яблока ощущалось легкое «стальное» послевкусие.  Для меня впрочем – не критичное.

Как видно из текста, баллы мы не ставили, сосредоточась больше на своих личных ощущениях. Понятно что «РедОрка» был на голову, если не на две, выше ножей Зекселя и Крымлина. И это даже не выразить в числительных показателях. Он скорее оказался дополнительной точкой отсчета (наряду с Кизлярярким Т1), относительно которой и формировалось отношение к злополучным изделиям этих мастеров. Тут дело скорее в отношении к результатам своего труда, в уважении к себе и  собственному времени. Думаю что мастеру (аж в  четвертом покалении) из далекой Японии, даже с глубокого похмелья, не пришло бы в голову сделать нож для какого бы то нибыло теста из незакаленной жлеезяки да еще и с  плохо наваренными кусками. Мда. Наверное это еще называется «культура производства», и это не зависит от количества сделанных тобой ножей,  и толп почитателей, это нечто -  что отличает Мастера от ремесленника,  именно такие Мастера (с большой «М») заставляют нас каждый раз искать что-то новое, в том что казалось бы уже давно исследовано вдоль и поперек, именно они заставляют нас с томлением в сердце посещать ножевые выставки и копаться в интернете на профильных форумах, а вдруг именно этот Мастер воплотит в жизнь то что мы давно ищем, но никак не можем найти. Или может просто не хотим? Потому что тогда исчезнет целый мир, к которому мы так или иначе принадлежим, который составляет часть нашего внутреннего «я». Подобно древним китайским мудрецам мы взбираемся на одну вершину, что бы перед нами открылась другая. И в этом захватывающем путешествии скромный нож от «РедОрка» будет Вам надежным и верным помощником. Только не надо рубить им гвозди, я Вас умоляю.  

И еще немного стихов :

...отдавал себе отчет

И в словах и в поведенье,

Но взаймы ни Бог, ни черт

Не давал ни разу денег,

Переигрывал судьбу,

Мог любить и ненавидеть,

В белых тапочках в гробу

Никого не тщился видеть,

Мог играть и без струны --

Дескать, вывезет кривая --

И терпеть не мог войны,

Потому что убивают.

...отдавал себе отчет

В сроках жизни и дистанций,

Выпал нечет или чет --

Все равно. Он отчитался.

Вы здесь: Главная Тесты ножей Лето 2011 года «Первая встреча с Красной косаткой»